ПИНОК ДЛЯ ВЗЛЕТА

e9e482ce

успех

Сколько денег нужно компании-новичку, чтобы запустить в разработку перспективную идею? На самом деле не так уж и много.

11 апреля c. г. Эрик Мигиковски поместил описание своего проекта на сайте Kickstarter.com — ресурсе, предназначенном для коллективного финансирования новых проектов. Любители мотоциклов знают, что «кикстартер» это заводной рычаг у мотоцикла, толкнул его ногой посильнее и поехал. Интернет-проект Kickstarter.com выполняет те же функции, только по отношению к людям, у которых есть перспективная идея, но нет денег на ее реализацию. Фигурально выражаясь, он придает этим проектам ускорение с помощью коллективного инвестиционного пинка. Если задумка заслужила внимание посетителей они соберут на нее требуемую сумму. Без всяких венчурных фондов, капиталистов-«ангелов» и прочих традиционных способов финансирования новых проектов.

Изначальной целью Мигиковски было в течение пяти недель собрать с посетителей сайта Kickstarter $100 тысяч. Кто даст доллар — тому простое человеческое спасибо. Первые двести человек, переславшие $99, получат часы, которые после начала производства будут стоить $150. И дальше по нарастающей — аж до $10 тысяч, за которые компания Pebble обязалась отгрузить заказчику сто экземпляров часов. Однако началось то, о чем никто не мог предположить. Те «критические» $100 тысяч, которые обычные инвесторы не хотели давать, на Kickstarter были собраны за два часа (!). За шесть дней сумма превысила $4,7 млн. Через месяц Pebble объявила об ограничении приема заказов — слишком много желающих. И когда 18 мая проект закрылся, на его счету было 10 миллионов 266 тысяч 844 доллара. Или в сто три раза больше первоначальной заявки.

Принцип финансирования проектов Kickstarter прост до элементарности: любой желающий может зарегистрироваться на сайте и обнародовать там свою идею, указав в чем состоит особенность проекта, требуемую для его реализации сумму и срок сбора средств — от одного до 60 дней (как правило, успешные проекты собирают требуемую сумму в течение месяца). И затем рекламировать его среди потенциальных сторонников, а когда требуемая сумма собрана — выполнить обещанное. За свои услуги сервис брал вполне по-божески 5% от собранной суммы, плюс 3-5% уходили платежной системе Amazon.

Успешные проекты составляют чуть меньше половины от всех обнародованных заявок, причем их соотношение растет — от 43% в 2010 г. до 46% в 2011-м. среди первых 10 проек- тов, которые на данный момент собрали миллион долларов и больше, преобладают… компьютерные игры. И не просто игры, а реинкарнации знаменитых игровых проектов прошлых лет, предложенные создателями этих, казалось бы, давно забытых легенд. При запуске данных проектов происходили еще более невероятные вещи. Когда Тим Шефер, гуру игр-адвентюр (жанра, который ныне считается мертвым и на который инвесторы и ломаного цента не дадут) бросил клич «Дайте мне $400 тыс. на рисованный квест Double Fine Adventure», армия ценителей его предыдущих игр «набросала» ему миллион баксов за первые же сутки.

Автора концепции Kickstarter зовут Пери Чен, ему 35 лет. В отличие от большинства титанов цифровой эпохи, от Гейтса до Цукерберга и Брина с Пейджем, Чен не является ни технарем, ни программистом, ни «интернетчиком». Он — типичный человек искусства, которому приходилось зарабатывать на жизнь разнообразнейшими способами. К примеру, торговать и преподавать в начальной школе, чтобы впоследствии открыть галерею или вести музыкальные проекты.

При этом всем сами потребители получают немыслимую ранее возможность прямо влиять на процесс реализации этих идей. Кто-то даст доллар и тем самым сделает доброе дело. Кто-то просто купит заинтересовавший его товар. Кто-то вложит серьезную сумму и станет соинвестором или оптовым заказчиком. Кто-то даст дельный совет и тем самым поможет разработчику. А когда не у сотен тысяч, а у сотен миллионов людей по всему миру появится возможность инвестировать небольшую сумму на важное дело — результаты для нашей цивилизации будут ошеломляющими.

 

Полную версию статьи читайте в журнале «Власть денег»  на ej.ua.  Теперь еще  на iPhone и на IPad. Ищите нас на Facebook в Twitter иВКонтакте.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *